К сожалению большинство водителей не знают об этикете на дороге. Тем не менее водительский этикет существует, и включает в себя несколько несложных правил в виде простых сигналов или знаков.
Конечно же использование данных "правил" не трактуется в книгах по ПДД, им не обучают в автошколах и их не требуется знать для получения водительского удостоверения.
Но при движении в городском потоке или по трассам страны, знание этих правил может порой помочь избежать неприятных ситуаций или даже обезопасить Ваше или чье-то движение.
Необязательно знать все "сигналы этикета", но основные желательно помнить.
Как раз несколько основных сигналов , мы и рассмотрим в этой теме.
Начнем с простого и наиболее распространенного "сигнала" - Моргать дальним. В данном случае можно разделить этот "сигнал" на две категории:
a) Просьба к водителю попутного транспорта уступить дорогу;
б) Предупреждение водителей встречного транспорта об приближении, например, к препятствию на пути их следования.
Хотя это и самый распространенный вариант, но многие не знают как правильно использовать эти сигналы и часто только запутывают других участников движения, умеющих ими пользоваться.
УСТУПИТЬ ДОРОГУ
Поговорим о сигнале "уступить дорогу".
Возможно в городском режиме не каждый водитель встречного транспорта обратит внимание на данный сигнал, а вот на трассе могут посчитать предупреждением.
Следовательно для того, чтобы Вас правильно поняли и встречные и попутные водители, согласно правилам этикета, достаточно всего лишь дополнительно включить указатель левого поворота.
Если быть наиболее точным, то сначала включают указатель левого поворота, а затем моргают дальним светом.
В данном случае правильным считается подача длительного светового сигнала.
С точки зрения водительского этикета это наиболее правильный сигнал с просьбой уступить Вам путь.
Наиболее распространенные ошибки в данном случае - это интенсивное моргание дальним, приближение в упор к впереди идущему транспорту или наоборот слишком отдаленное использование сигнала.
Интенсивность вспышек, может быть воспринята как другой сигнал, который рассмотрим ниже.
А вот самый частый случай, это когда автомобиль с просьбой уступить дорогу приближается слишком близко к движущемуся впереди транспорту.
В этом случае даже правильно поданый сигнал считается нарушением этики, так как может спровоцировать водителя впереди идущего автомобиля на необдуманный поступок с печальными последствиями - он может резко затормозить или, испугавшись, перестроиться не убедившись в безопасности своего маневра.
Отдаленно подаваемый сигнал, может быть просто не замечен.
И конечно же не стоит сигналить, если впереди движущееся авто не может вас пропустить, по причине какой либо помехи.
Из перечисленного следует, что просить попутного водителя пропустить Вас, надо на безопасном для обоих водителей, но разумном расстоянии.
Даже если у Вас выросли крылья, и вы "летите", постарайтесь сбавить пыл и правильно использовать данный сигнал.
С сигналом "предупреждение", вроде бы все проще - посигналил - предупредил.
При этом встречный (предупреждаемый) водитель обычно дает "отмашку" рукой - благодарит за предупреждение.
Для этого сигнала считается правильной подача двух - трех коротких вспышек дальним светом.
Но и этот сигнал умудряются использовать так, что не всегда поймешь его предназначение.
Основными ошибками, являются попытки предупредить каждого встречного, даже движущейся навстречу колонны автомобилей, предупреждение на слишком удаленной от "препятствия" дистанции или при движении близко к попутному транспорту.
Не надо мограть для каждого, просто стоит оценить сколько встречных водителей могли увидеть предупреждение.
Также не надо сигналить, если вы отъехали на достаточно большое расстояние.
Ведь встречный водитель может посчитать, что Вы или он ошиблись.
В данном случае достаточно пары километров от "препятствия", но также в зависимости от обстановки на дороге и интенсивности движения за вами.
Ну и конечно не следует стараться предупредить встречных, если Вы сами движетесь слишком близко к попутному автомобилю - таким образом вы введете в заблуждение оба направления.
Следует также заметить, что вспышки дальним светом могут применяться и в качестве уступающих сигналов или просьбой пропустить в городском цикле.
Например, встречная вспышка дальним в пробке, совмещаемая с включенным поворотником, может означать просьбу пропустить для совершения поворота.
Вспышка дальнего в бок или в лицо, когда Вы намерены выехать на полосу движения "моргающего", означает "пропускаю".
В данных случаях непомешает совместить световой сигнал с взмахом руки - жестом указывающим Ваши намерения.
Тоже в правилах хорошего тона поблагодарить пропускающего водителя жестом руки как приветствие или сигналом аварийки.
Учтите, сигналить дальним в темное время суток, даже правильно используя сигналы - строго запрещено.
Таким образом Вы только навредите другим участникам движения.
ДРУГИЕ СИГНАЛЫ
Далее рассмотрим несколько "сигналов" с использованием указателей поворотов и аварийной сигнализации.
Помимо стандартной функции, указывающей направление поворота или перестроения, а также поломку или вынужденную остановку, используются и как сигналы помощи водителю обгоняющего транспорта или благодарность.
Очень полезны для водителей легковых автомобилей двигающихся за грузовым транспортом.
Судите сами - водители грузовиков и автобусов видят дорожную обстановку впереди намного лучше водителей легковых автомобилей.
Если конечно перед ними нет других высоких транспортных средств закрывающих обзор или не присутствуют какие-либо другие факторы.
Поэтому они могут предупредить обгоняющий транспорт о том стоит ли производить данный маневр.
Однако и водители легкового транспорта могут использовать данные сигналы для предупреждения обгоняющих транспортных средств.
Ну и конечно всегда стоит поблагодарить за помощь.
Сигнал ЛЕВЫМ указателем поворота. Используется как предупреждение водителя обгоняющего транспортного средства о том, что в данный момент обгон лучше не производить.
Сам сигнал трактуется исходя из ПДД "Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево".
Само собой не стоит пренебрегать данным сигналом, поскольку водитель обгоняемого автомобиля может видеть то, что не заметил обгоняющий, а может этот маневр помешает ему совершить свое перестроение, объезд препятсвия или поворот.
Для подачи сигнала достаточно 3 - 4 "вспышки" иначе его можно будет трактовать как указание маневра.
Сигнал ПРАВЫМ указателем поворота. Этот сигнал оповещает водителя транспорта движущегося сзади о том, что его пропускают или о том, что в данный момент можно спокойно совершать обгон.
Главное не перепутать этот сигнал с действительным перестроением или поворотом транспорта включившего "поворотник".
Также следует помнить, что если даже вам "сигнализировали" о том, что вас пропускают, нелишним будет самостоятельно убедиться в безопасности обгона.
Пропускающий, покажет хороший тон, если в данном случае, по возможности, прижмется правее и слегка сбросит скорость.
Существует еще одно обозначение с использованием указателей поворота - это предупреждение другого водителя о том, что он забыл выключить сигнал указателя поворота.
Однако использовать данный сигнал стоит только если Вы не введете в заблуждение других участников движения и уверены, что предупреждаемый водитель точно не использует включенный "поворотник" в своих целях.
Если же Вы точно знаете, что водитель забыл выключить указатель поворота, то достаточно обогнав его включить и выключить сначала левый, а затем правый указатель поворота вашего авто.
Если предупреждаемый водитель не реагирует, то не стоит навязывать свое мнение и "щелкать поворотниками" до тех пор пока он не выключит свой.
В принципе этот сигнал больше нужен не предупреждаемому водителю и даже не вам, а скорее для того, чтобы водитель, забывший выключить свой указатель поворота, не сбивал других водителей с толка.
Сигнал аварийкой. Этот сигнал используется в качестве благодарности.
Даже если Вам сначала сигнализировали о том, что лучше не обгонять, но сигнал "пропускаю" вы так и не увидели - все равно стоит поблагадарить другого водителя, особенно если он вам действительно помог своим сигналом.
Применение не затруднительное - просто обогнав предупреждающего или пропускающего, достаточно на 2 - 3 щелчка включить аварийку.
Кстати этот же сигнал можно использовать и в качестве извинения, например в случае когда Вы совершая маневр помешали кому-то.
В любом из случаев стоит помнить, что применение данных сигналов надо предусмотрительно оценивать так, чтобы их использование не ввело в заблуждение других участников движения.
Подавая сигнал, не перебарщивайте с количеством "вспышек" указателей поворота или аварийной сигнализации.
Также стоит запомнить одно важное правило, если Вы подали сигнал о том, что пропускаете попутного водителя, то не надо увеличивать скорость своего автомобиля.
Пропуская кого-либо, постарайтесь не препятствовать его маневру и будьте готовы сбросить скорость если это понадобиться для завершения маневра обгоняющего вас авто.
Теперь рассмотрим несколько правил этикета в темное время суток или на плохо освещаемых участках дорог.
Ослепление. Данный сигнал существует в двух вариантах, один из которых трактуется в ПДД.
Начнем с водительского варианта, который используется для встречных автомобилей.
Необходимо 2-3 раза Выключить и включить ближний свет фар.
ЗАПОМНИТЕ! Никакого дальнего - даже одна вспышка и вы также нанесете вред встречным и возможно попутным участникам движения.
Если предупреждаемый водитель не отреагировал, то не стоит уподобляться дуракам и врубать дальний свет, создавая аварийную обстановку, просто воспользуйтесь правилом из ПДД.
В ПДД ослепление и дальнейшие действия водителя трактуются следующим образом:
Цитата:
"При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость или, при необходимости, остановиться"
Также в темное время суток, стоит помнить о последовательности использования света фар как обгоняемого так и обгоняющего авто.
Само собой данный вариант предусматривает отсутствие на дороге встречного или попутного транспортного средства движущегося впереди обгоняемого авто.
Если вы приближаетесь к автомобилю, который хотите обогнать, с включенными у вас фарами дальнего света, то вам необходимо переключить их на ближний свет и только после этого приближаться к обгоняемому автомобилю и совершать маневр.
При совершении маневра обгона у вас должен оставаться включенным ближний свет фар.
В тот момент когда вы поравняетесь с обгоняемым автомобилем можно включить дальний свет и продолжить маневр.
В свою очередь обгоняемый автомобиль должен в момент обгона, когда автомобили поравнялись, выключить (если используется) дальний свет фар, и не включать его пока обгоняющий автомобиль не закончит маневр и не покинет зону в которой дальний свет фар сможет ослепить водителя через зеркала.
Если в темное время суток или при плохой видимости Вас обгоняет фура или машина с прицепом, то хорошим тоном считается также указать обгоняющему водителю, что он может перестраиваться, при этом вам он не помешает.
Для этого используется либо кратковременный сигнал дальним светом, либо 2-3 сигнала правым указателем поворота (в том случае если дальним можно ослепить).
ПРОСЬБЫ ПОМОЧЬ
Напоследок рассмотрим несколько распространенных знаков с просьбой помочь. Эти "знаки" относятся к жестам водителей чаще всего стоящих на обочине дороги.
Но о них также не стоит забывать - ведь каждый из нас не застрахован от лопнувшего колеса или поломки при которой дальнейшее самостоятельное движение невозможно.
Трос в руке. Само собой означает просьбу "взять на буксир".
Обычно просят "дотащить" до сервиса или до ближайшего населенного пункта по трассе.
Конечно же у нас сейчас полно возможностей заказать эвакуатор, но не все могут себе позволить такое недешевое удовольствие, особенно на трассе.
Канистра в руке или рядом. Вполне объяснимый жест - необходимо топливо.
В данном случае не обязательно сливать свое, тем более большинство современных автомобилей имеют защиту от попыток засунуть шланг в бак.
Если человеку с канистрой нужно топливо, то его можно подвезти до ближайшей АЗС.
Также водитель с канистрой может просить помочь доехать от АЗС до своего авто, оставленного ранее.
Колесо, домкрат, балонный ключ. Этими предметами водитель просит помощи связанной с колесами.
Опять же маловероятно, что будут просить вашу запаску.
Скорее всего это все также просьба довезти до ближайшей СТО или Шиномонтажки.
Хотя могут быть и другие варианты, например, нужен баллонный ключ, нужен домкрат (соответственно просить балонник держа его в руках никто здравомыслящий не будет).
Поднятые вверх и скрещенные буквой Х руки. Мало кто знает об этом, но этот жест применяется при необходимости медицинской помощи.
Обычно может понадобиться только таблетка или бинт из аптечки, а может понадобиться и более серьезная помощь. Ну вот пожалуй все известные сигналы, знаки и жесты водительского этикета. Не забывайте, что на дороге все равны и помощь может понадобиться любому, а правильно и своевременно используемые предупреждения, просьбы и благодарность всегда приятны для других участников движения.
Удачи на дорогах и Ни гвоздя Ни жезла Вам !